
– Как вуз может помочь в подготовке школьника к ЕГЭ?
– У нас есть несколько форм для абитуриентов. Сейчас вместе с региональным министерством образования и молодёжной политики мы запускаем проект по организации дистанционных курсов для районов Рязанской области. Это курсы по математике и физике для школьников, они будут бесплатными.
Ученики смогут приезжать для консультации в Рязань, если необходимо. В нашем университете у них будут кураторы, проверяющие работы, прорабатывающие недочёты и разбирающие ошибки. К курсам в дальнейшем можно подключить детей и из других областей, география может быть очень широкой.Я замечаю, что сейчас очень многим школьникам не хватает самостоятельной систематической работы. На курсах они смогут её выстроить. Заодно мы научим правильной тактике сдачи ЕГЭ. Человек должен быть готов к рациональному поведению на ЕГЭ. Если нет – он рискует потерять баллы, или вовсе оказаться по ним ниже «красной черты».

На ЕГЭ как на войне
– А что подразумевается под рациональным поведением?
– Правильная работа над заданием. Сначала нужно всё внимательно прочитать от начала и до конца. Затем необходимо заняться только теми заданиями, которые вы точно знаете, как делать. Решите их, а дальше в последовательном порядке занимайтесь всеми остальными.
На примере ЕГЭ по профильной математике объясню, как нельзя действовать ни в коем случае. Итак, у нас есть 19 заданий. Из них 12 имеют ответ в форме числа, их проверяет компьютер. Остальные семь нужно решать так, как решаются задания на контрольной работе, с пояснениями и раскрытием логики.
Они, разумеется, более сложные. Но совершенно нельзя, решив 12 заданий, сложить руки и дальше ничего не делать.Такой вариант поведения объясняется тем, что если решить эти 12 абсолютно правильно, то результат будет близок к 60 баллам. Это, вроде, немало. Но не нужно забывать про конкурс при поступлении в вуз. Один бал сможет сыграть решающую, роковую роль. На разные направления подготовки разные конкурсы. В этом году, кстати, абитуриент сможет выбрать до шести разных направлений. Но человек даёт согласие на одно из них, соответственно, нужно стараться набрать как можно больше баллов.
И ещё: в ЕГЭ по математике невозможно угадать правильный ответ из нескольких вариантов, нет таких заданий. Так что случайно набрать нужное количество баллов не получится.
Учим школы
– Важнейшая роль в уровне подготовки ученика к ЕГЭ всё равно остаётся за школой. Как улучшить её и сделать абитуриентов более уверенными?
– Я бы посоветовал школам работать с университетами. Уже сейчас на основе соглашений мы запускаем сотрудничество со школами Рязани. У нас были серьёзные и, надеюсь, полезные, переговоры с директорами. В результате мы работаем со школами №№: 24,36,39,44,53,64,72.
Начиная с 7 ноября, к нам будут приходить ученики из этих школ, и мы бесплатно начнём готовить их к ЕГЭ по информатике, физике и математике. Мы даже организовывали на эту тему родительские собрания. Рассказываем про профессии, предлагаем дополнительные элективные курсы. Они привязаны к вузовским направлениям обучения. В ходе практикумов старшие школьники закрепляют материал, узнают о том, что изучается в нашем университете.
Мы приглашаем и другие школы к сотрудничеству.
Разумеется, в нашем вузе есть и очные платные курсы. Есть восьмимесячные, шестимесячные программы. Есть вариант готовиться по трём предметам сразу (например, математика, русский язык, информатика), или сосредоточится на какой-то одной дисциплине. Подготовка идёт в гармоничном сочетании со школьной программой, наше обучение – это не что-то отдельное от неё.
– С кем ещё вы взаимодействуете в рамках образовательных процессов?
– Это технопарк Кванториум «Дружба» и IT-Сube. У нас подписаны соглашения в области содействия подготовки преподавателей, привлечения их к научному руководству в рамках системы дополнительного образования.
Выпускникам предложат обучаться дальше на тех же элективных курсах. Эти дети, кстати, больше мотивированы. Это, конечно хорошо, но при подготовке к ЕГЭ это может создать определённые препятствия. Они увлекаются чем-то одним, и появляются проколы в других областях предмета, которые нужно минимизировать.
Лайфхак от профессора
Также хотелось бы сказать вот о чём. В следующем году ЕГЭ по информатике усложнится. Подготовка нужна очень серьёзная.
У нас на выбор можно сдавать информатику или физику. И знаете, как поступил бы я, будучи выпускником? Сдавал бы оба предмета. Дальше я выбрал лучший результат и участвовал с ним в конкурсе. Хотя бы так.

– Как вы считаете, а не возросла ли сложность поступления в радиоуниверситет в целом?
– Давайте вспомним историю. РГРТИ был основан в 1951 году, значит, первый набор в него был летом 1952 года. При поступлении они сдавали семь предметов: математика письменно и устно, сочинение, физика, химия, иностранный язык и литература. Конкурс был высочайший.
Я глубоко убеждён, что высшее техническое образование формирует разностороннюю и ответственную личность, у которой сейчас много возможностей. Тем более что инженерная работа стала хорошо оплачиваться.
Я рад, что прошло время, когда при технических вузах открывали гуманитарные факультеты, или помните, например, был юридический при РязГМУ. Я противник этого смешения и считаю, что каждому своё.
Тechnical English, bro
– Тогда расскажите, как у вас преподают гуманитарные дисциплины, ведь на подготовительных курсах вуз готовит и к ЕГЭ по английскому?
– Да. У нас очень сильная кафедра английского языка. Каждый наш студент должен знать английский язык, поскольку при подготовке выпускной квалификационной работы они должны читать техническую литературу на английском. У нас не учат другие иностранные языки, но мы учитываем уровень подготовки и делим поступивших на группы в зависимости от их знаний.
Также до пандемии наши студенты выезжали в Великобританию, участвовали в научных конференциях за рубежом. И коллеги отмечают, что уровень знания языка наших студентов значительно возрос.

– Готов ли вуз проводить все свои курсы дистанционно, если образование вновь уйдёт на «удалёнку» из-за коронавируса?
– Технически готов. Проблемы с интернетом возникаю иногда т в сельской местности, да и просто сбои никто не отменял. Для высшей школы «удалёнка» дала даже кое-что полезное. Мы наладили постоянную связь с учёными за границей, столичными консультантами.
Но более серьёзная проблема заключается вот в чём: важным обстоятельством является быстрая обратная связь с преподавателем, при дистанционной работе такое возможно не всегда. Кроме того, на встречах с родителями с будущими выпускниками школ мы поняли, что они однозначно против этого формата.
Ирина Орлова
Свежие комментарии