Вместе Болонского процесса образования, который предполагал в вузах две основных ступени образования — бакалавриат и магистратуру — будет национальная система. Что это такое, специалисты выясняли последний месяц и вот впервые в Госдуме прошли парламентские слушания о грядущих изменениях.
Новая система будет строиться на четырёх принципах:
— направленность образования на «развитие интересов страны, достижение национальных целей», сейчас цель — это «технологический суверенитет»;
— открытость и развитие международных отношений со «всеми, кто в этом заинтересован»;
— фундаментальность, которая должна сочетаться с практичностью;
— гибкость, определённая запросами экономики и работодателей.
Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий на слушаниях предложил рассмотреть несколько траекторий получения квалификации.
1 вариант, приоритетный для властей: специалитет на пять-шесть лет с получением одной или двух квалификаций. Запрос будет на «специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей».
2 вариант, как сейчас: бакалавр + магистр по интегрированным специальностям.
3 вариант, преимущественно для иностранцев: бакалавриат в 4 года.
Даже предложили повысить зарплаты преподавателям в вузах и ссузах, снять с них бюрократические обязательства. В целом, на слушаниях Госдумы заверили, что хотят, чтобы преподаватели работали «работали комфортно и продуктивно».
Обсуждается вопрос ужесточения получения квалификаций для магистратуры.
«Мы предлагаем либо сохранить интегрированные программы «бакалавр–магистр», как это сделано в МГУ, либо по близким или совместимым специальностям: например, инженер, который хочет стать педагогом, физику и математику уже знает, педагогике может научиться в магистратуре. Если тот же инженер хочет стать учителем литературы или истории, начинай сначала», — высказался первый зампред комитета по науке и высшему образованию Госдумы Олег Смолин.
Первый заместитель Председателя профильного комитета Александр Мажуга
Пока решение о том, как будет выглядеть национальное образование ещё не принято. Сейчас идёт интенсивный этап обсуждения.
Но, как отметил министр образования Валерий Фальков, студентам не стоит бояться непризнания дипломов, потому как «членство в Болонской системе не подразумевало признания дипломов». Решения принимались на основе 43 соглашений по межвузовским коммуникациям.
Свежие комментарии