Все, что вы стеснялись спросить
Пожалуй, новый музей можно сразу выделить благодаря двум аспектам. Первый - это действительно возможность увидеть настоящую монашескую келью, потрогать экспонаты руками и что-то, возможно, даже примерить. Вещи подлинные, их собирали в том числе из действующих монастырей - так, например, лежанка монаха привезена из Свято-Иоанно-Богословской обители.
Второй важный момент - здесь можно и даже нужно спрашивать. Не стоит стесняться, что вопросы покажутся глупыми или простыми: монашество - сложный мир со своими традициями и историей, с радостями и проблемами, с устоями, которые порой не понять сразу.
"Наши экскурсоводы будут освещать и простые вопросы: как и в каких условиях жили монахи, какое было у них имущество, сколько спали, что ели и пили; и "острые" - какие были и есть искушения у монахов, по каким причинам монахов отчисляли из монастырей... То есть такие вопросы, на которые обычно не дают ответы", - подчеркнул митрополит Рязанский и Михайловский Марк, открывая музей.
В гостях у монаха
Вряд ли многим из нас доводилось бывать в настоящей монашеской келье - новый музей дает такую возможность. Каменные своды, забранные решетками оконца - за ними вид на храм. В кремле сделали келью не самого рядового монаха: судя по облачению на лежанке, здесь мог бы жить схимонах - "ангельский чин", высшая степень монашества.
Но и в этом случае в келье держать стоит лишь самое необходимое. В первую очередь - иконы: молитва - главная работа монашествующих. Рядом - письменный стол и отдельный столик для работы, в нашем случае - написания икон.
Вместо шкафа - сундук, над лежанкой - скромный коврик с благочестивым сюжетом, под вешалкой - простые валенки. Небольшая вольность - самоварчик и чайные чашки. Еду в келье держать не положено, но, например, старец мог иметь послабление на кипяток.
Экскурсантам показывают облачение монаха, объясняют разницу между головными уборами или, например, подрясником и рясой: у первого - узкие рукава. Сейчас мы привыкли к черному цвету одежд, но до революции монах мог быть и в зеленом, и в лиловом. Привычка к темному объясняется простым советским дефицитом на ткань. Вообще же одеяние монаха раньше служило ему практически всем: и плащом в холод, и гробом в случае смерти вдали от обители.
Кто не работает, тот не ест
"Кто не работает, тот не ест", - это не советский лозунг, как думают многие, а немного переиначенные слова апостола Павла: "Если кто не хочет трудиться, то и не ешь". Как же работали в монастырях; что делали, помимо молитвы, - и, раз уж зашел разговор, что ели?
Трудолюбие и смирение - в числе главных монашеских добродетелей. На сон - шесть часов; и в остальное время сидеть сложа руки монаху не приходилось. Конечно, сама обитель - не только храм и кельи, но и хозяйство, где трудов хватало. Кто-то мог получить послушание по уборке, кто-то - заниматься огородом или пасекой. Просто "свободного времени" не предполагалось. Праздности в монастыре не место, так что делали, кто что мог: писали иконы, плели четки; монахини - шили и вышивали. Образцы монастырского рукоделия тоже можно увидеть в музее.
Одним из распространенных занятий была резьба по дереву - еще в одном зале, трапезной, представлены столовые приборы, на ложках искусно изображена сложенная для благословения "хлеба насущного" рука.
Тут же расскажут о том, что в монастырях подавали к столу. Представлены примеры меню из известных обителей, есть варианты для поста и "скоромных" дней. Мяса в монастырской кухне вы не найдете, но некоторые названия заставляют подумать, что не так уж все аскетично: икра красная, калачи белые "не в меру", осетры.
Но это - "Государев большой корм" в богатом монастыре; подается в день именин царствующей семьи. Таких праздников наберется немного, да и в целом дней в году, на которые не приходилось бы поста, - лишь полсотни. В остальные дни придется довольствоваться "горохом цыженым", есть "шти без масла" и запивать водой. Заманчиво выглядящие "каша на ухе с крушками", "каша с вандыши" или "каша соковая" на деле оказываются блюдами с рыбной мелочью, в лучшем случае зажаренной в масле, и пареными овощами. Причем рыбы в избытке в монастыре на Соловках, а вот огурец там считается деликатесом. Впрочем, и "гороха цыженого" много есть не полагалось: крепкий духом монах из трех блюд брал одно.
Так что условия все же строгие, и нет-нет да и может монах попасть под искушения: в монастыре тоже люди. Тут на помощь приходит не только молитва, но и "технические средства" - например, вериги.
Их тоже можно увидеть и даже примерить: давящие полосы железа на плечах, тяжелый крест и металлические цепи - один из вариантов. Кто-то, усмиряя плоть, носил подбитую железом шляпу, кто-то - оставлял в обуви торчащие острия гвоздей.
Впрочем, все эти ограничения - не самоцель, а лишь инструменты; монашество, пожалуй, не столько образ жизни, сколько образ мысли - устремлений, целей; путь, который выберет для себя и пройдет не каждый.
Узнать больше можно в новом музее - экскурсии там будут проводить каждые выходные, а если возникнет запрос от групп - то и в будние дни. И задать все вопросы, которые есть, можно будет не просто экскурсоводам, а людям, который знают жизнь обителей на личном опыте.
Возрастное ограничение 0+
Свежие комментарии