Утро начинается не с кофе. А с оценки цен на него
Сценарий, знакомый для сотен тысяч россиян: что-то происходит – надо закупаться. Наши бабушки складывали в закрома соль, керосин и спички. В 2014 году, на фоне колебаний курса рубля, россияне скупали телевизоры – а потом продавали лишние на сайтах объявлений.
Коронавирусная пандемия привела к массовому запасанию гречки и туалетной бумаги. Теперь, когда иностранные компании то обещают, то опровергают приостановку работы с Россией, многие не могут не пойти на поводу у эмоционального импульса: одни готовы отдать пятизначные суммы за плюшевую акулу из IKEA, другие - дополнили коронавирусный резерв сахара запасом ещё на две пятилетки вперед.Все эти порывы объясняют ожиданием роста цен и пропажей импорта с полок магазинов. Нельзя сказать, что эти опасения ни на чем не основаны. Многие магазины уже подняли стоимость товара. Относится это в том числе к продуктам.
На некоторые позиции рост весьма заметный. Мы сравнили цены ряда продуктов из сетевого супермаркета среднего ценового сегмента за разные даты.
Так, бананы 23 февраля стоили 41,43 рубля за килограмм, 9 марта их стоимость выросла до 89,9 рубля. Креветки с 329,95 подорожали до 549,9 рубля. Два литра Coca-Cola вместо 79,9 рубля теперь обойдутся в 154,9 рубля. Если за банку растворимого кофе объёмом в 95 граммов 23 февраля просили 349,9 рубля, то 9 марта за такую же придётся выложить 759 рублей.
При этом сахар, который из магазинов в последнее время некоторые начали буквально вывозить мешками, подорожал совсем незначительно: 23 февраля он стоил 54,9 за кило, 9 марта – 56,6 рубля.
Вне ценовой кутерьмы
Наибольший рост цен отмечен на товары, которые не относятся к категории социально значимых (хотя многие любители кофе, конечно, готовы с этим поспорить). К социально значимым в России отнесены 24 категории продуктов, на четыре из них по предложению ФАС тридцать крупнейших торговых сетей снизили наценки – это позволяет ценам оставаться доступными.
Речь идёт о молочной продукции, хлебобулочных изделиях, сахаре и овощах «борщевого набора». Конкретные товарные позиции в этих категориях ретейлеры определяют сами.
Есть и другие механизмы регулировать стоимость товаров. Премьер-министр Мишустин подписал постановление, которое даёт возможность использовать резервы госфонда.
Фонд формируется с помощью государственных закупочных интервенций. То есть государство покупает продукцию у сельхозпроизводителей, пока цена на рынке низкая, а в случае роста стоимости продаёт запасы, стабилизируя ситуацию.
По новому постановлению, правительство сможет принимать решение о продаже сельхозпродукции из госфонда при росте цен на эту продукцию на 10% и выше по сравнению со средней ценой за аналогичные периоды трёх предыдущих лет, скорректированной с учетом инфляции. Добавим, что если раньше интервенцию проводили только на зерновом рынке, то в июне прошлого года было принято решение о формировании государственного интервенционного фонда на рынке сахара.
Добавим, что сейчас страна полностью обеспечивает себя основными видами продовольствия: зерном и продуктами его переработки, мясной и рыбной продукцией, сахаром, растительным маслом и прочими важными товарами. Значительный сектор рынка закрыт молочной продукцией, овощами и фруктами собственного производства.
Значит ли это, что цены не может внезапно повысить какой-то конкретный магазин? Такое исключить нельзя. Но о ситуациях, когда наценка на жизненно важные продукты слишком высокая, нужно сообщить в Федеральную антимонопольную службу. На сайте ведомства для этого опубликована специальная форма, кроме того, создана «горячая линия» для обращений по вопросам роста розничных цен на социально значимые продукты в магазинах сетевой торговли.
Свежие комментарии